22 ноября в Политехническом колледже им. Н.Н.Годовикова был проведен открытый урок « Крейсер «Аврора» - взгляд из 2017 года».

Урок проводили студенты 4 курса Историко – архивного института (факультет архивного дела) Анастасия Гаристова и Валентин Калаганский, а так же член президиума МГСЖ Бакина Г.В.

Присутствовали студенты и преподаватели политехнического колледжа.

Галина Владимировна рассказала, как зарождался проект «Крейсер «Аврора» - взгляд из 2017 года». Насколько познавательным и щедрым на открытия он оказался для участников проекта. (Отчетные материалы размещены на сайте МГСЖ от 18 мая т.г.).

Наиболее полно в ходе урока была раскрыта роль первого капитана крейсера «Аврора» - Евгения Романовича Егорьева в формировании сплоченной, боеспособной команды.

Интересно и исторически точно Анастасия Гаристова рассказала о быте и униформе матросов, рассказала, как  менялось отношение к форме одежды в период перехода власти, что оставалось неизменным, как складывался распорядке дня, раскрыла сложности несения морской службы вдали от родных берегов.

Отрадно отметить - интерес слушателей к данной теме был неподдельный. Ребят интересовало практически все – история крейсера «Аврора», личностные качества капитана Евгения Романовича Егорьева, бытовые вопросы. Наиболее активными были Денис Осычкин, Аркадий Бубликов, Андрей Волков.

По результатам урока стала ясно, что конкретный пример Егорьева Е.Р. в вопросах служения Отечеству и отношения к службе, глубоко прочувствован студентами.

Для ознакомления с материалами размещается фрагмент работы одной из победительниц конкурса Анастасии Сотниковой -  студентки ГБУ ВО МГПУ Института гуманитарных наук и управления.

Дальневосточный поход «Авроры»: ожидание и реальность.

«Автора» - легендарный крейсер, снискавший мировую славу как символ революции 1917 г. в России. С его холостого выстрела 25 октября 1917 г., как полагают многие исследователи, начался штурм Зимнего дворца. Но история самого крейсера началась немного раньше, в 1895 г., когда в рамках дополнений к судостроительной программе, были заказаны три бронепалубных крейсера: «Паллад», «Диана» и «Аврора».

Спуск «Авроры» на воду состоялся 11 мая 1900 г. в 11 ч. 15 мин. в присутствии императора Николая II и его жены императрицы Александры Фёдоровны. Но, несмотря на новизну проекта, «Аврора» не являлась уникальным по боевым показателям кораблем. Она не могла похвастаться ни скоростью хода, ни вооружением.

Перед включением «Авроры» во 2-ю Тихоокеанскую эскадру, произошли два ключевых момента в истории этого корабля, способствующие тому, что он смог достойно проявить себя в Цусимском сражении, пережить его и вернуться впоследствии домой. Во-первых, это компания 1903 г. в составе отряда контр-адмирала Вирениуса, в результате которой команда крейсера не только стала более сплочённой, но и получила бесценный опыт дальнего плавания, каким не обладала большая часть будущей эскадры. Во-вторых, назначение 11 июля 1904 г. командиром крейсера энергичного и инициативного опытного моряка капитана 1-го ранга Е. Р. Егорьева. Сложно переоценить тот вклад, который вносил он в жизнь корабля на протяжении восьми тяжелых месяцев переправы из Манилы в Корейский пролив.

Егорьев был одним из тех немногих капитанов, которые во время продвижения эскадры старались проводить учения на своих кораблях. Он заботился не только о боевых навыках своих матросов, но и об их дружном боевом духе. Недаром, в таких изнурительных и тяжелых работах, как погрузка угля принимала участие вся команда «Авроры» от простых матросов до офицеров. Так воспоминал об этом их судовой врач В.С. Кравченко: «Впервые видел, как авроровцы грузят уголь, участие принимают решительно все. Белоручек нет. Франтоватых офицеров не узнать — все превратились в эфиопов». Сплачивая коллектив с одной стороны, Егорьев, с другой – решал проблему автономности своего судна, которое с двойной загрузкой могло дать фору и кораблям поновее, таким как «Жемчуг» или «Изумруд».

Особую трепетность проявлял капитан в создании правильного морального климата на корабле. Он изжил из правил рукоприкладство и старался давать солдатам больше поводов для веселья. Так, например, 19 января 1904 г. на «Авроре» с музыкой и в театрализованной форме отметили переход Экватора в Южное полушарие. Все это позволило В.С. Кравченко как-то написать: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть... Сегодня впервые слыхал наш оркестр... Музыка чрезвычайно благотворно влияет на настроение, меняет его, вызывает особый подъем. На «Авроре» даже и авральные, и судовые работы исполняются под звуки оркестра…».

Таким образом  «Аврора» стала примером для подражания другим кораблям.

В бой 11 мая 1905 г. близь острова Цусима в Корейском проливе «Аврора» вступила в полной боевой готовности. К несчастью, в начале 4-го часа этого дня корабль попал под перекрестный огонь, в котором осколком снаряда был убит любимый всей командой капитан Егорьев. Но «Аврора» продолжила вести бой, неоднократно подвергаясь серьезному практически не прекращающемуся обстрелу со стороны сначала артиллерии, а после 7 вечера и миноносцев. В результате, с наступлением ночи крейсер оказался полностью дезориентирован. Единственными кораблями, с которыми ему удалось объединиться, стали «Жемчуг» и «Олег», на котором находился вице-адмирал О. А. Энквист, отдавший приказ отходить в Манилу. Недойдя всего 100 миль до порта 21 мая стало очевидным, что тело Е. Р. Егорьева до берега не довезти. Поэтому в 12 ч пополудни корабли застопорили ход, приспустили флаги, и под салют из семи пушечных выстрелов опустили гроб с телом командира «Авроры» в море.

Сама «Аврора» благополучно добралась до Манилы, где была интернирована американской стороной на пять месяцев. Только 19 февраля 1906 г. крейсер бросил якорь в Либаве, там, откуда и началось его нелегкое путешествие. 458 дней назад она покинула этот порт типовым кораблем, от которого никто ничего не ждал, разве что очередной поломки и технической недоработки. Но ее команда и, в особенности, капитан Егорьев собственным трудом смогли доказать, насколько этот корабль может быть, и в последствии, будет значим как символ истории Отечества.


Наши спонсоры:

Акция «ПИСЬМО СОЛДАТУ»

(нажать здесь)

 

ПЛАН
совместной деятельности
Региональной общественной организации
«Московский городской совет женщин»
и Московского регионального отделения
Союза женщин России на 2024 год

(нажать здесь)


Акция Союза женщин России
«За красоту родного языка»
(нажать здесь)


ПРОЕКТ
«МОСКОВСКИЕ ДИНАСТИИ»

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
(нажать здесь)

 

Приглашаем к участию в  проекте «Мы - за читающую Россию»

Проект реализуется в рамках направления «Духовность. Культура. Здоровый образ жизни» долгосрочной программы СЖР «РАВЕНСТВО. РАЗВИТИЕ. МИР В ХХI ВЕКЕ» и включает в себя:

1 Социальные практики и инициативы:

«Читающая семья - читающая нация»

«Читающая мама - читающая Россия»

«Семейное чтение»

«Школьная библиотека»

«Сказочный мир» и другие;

2 Акции:

«За красоту родного языка»

«Обнимем ребенка с книгой»

 

 

Приглашаем Вас заглянуть на страничку «Наша работа». 
Будем признательны за Ваше мнение о работе Московского городского Совета женщин. 
Ждём Ваших предложений о сотрудничестве. 
Контактный телефон:
8-495-692-09-60

МГСЖ предоставляет возможность одиноким москвичам выходить на связь по скайпу с родственниками, проживающими в других городах и странах «Интернет — на пользу москвичам».
Вторник с 16.00 до 18.00 час, по адресу:
 ул. Кузнецкий мост, д. 6/3, стр. 3

Члены президиума МГСЖ проводят приём посетителей.
Вторник, среда с 13.00 до 15.00 час., По адресу:
ул. Кузнецкий мост, д. 6/3, стр. 3